Новое время #36, 2006 г.

Валерия Новодворская

Апология Фадеева

Ну вот мы и дождались яичка к Христову дню. Ново-старый канал «ТВЦ», теперь именующий себя попросту «Центр», или «Ц», распахнул свои гостеприимные сетки вещания и камеры. Кроме красного света и грозной музыки в новостных программах, правда, никаких новшеств не обнаружено.

Все так же в «25-м часе» Илья Колосов в праздничном и поздравительном сюжете про то, как отмечали День независимости Молдавии, задумчиво добавляет, что независимость и проект европейской интеграции пока ничего не дали Молдавии, а кормится она за счет России: молдаване подрабатывают у нас и привозят на родину сумму, сопоставимую с бюджетом.

Вы можете себе представить, чтобы комментатор германского телевидения, показывая сюжет о национальном празднике Турции, заметил: «А ведь эти турки не в состоянии сами себя прокормить, вон их сколько к нам в ФРГ понаехало…» Не скажет, потому что невежливо. А у «Ц» о вежливости свои понятия (впрочем, как и у всех остальных телевизионных каналов).

Но нам было обещано еще и круглосуточное вещание (если кто выдержит), и свои фильмы. И вот обновка: нам представили новую экранизацию «Молодой гвардии» Фадеева под загадочным названием «Последняя исповедь» с многообещающей аннотацией: мол, эта экранизация не экранизация вовсе, а поставлено все по горячим следам шестидесятитрехлетней давности событий, по действительным фактам, а совсем не по Фадееву.

Замирая от любопытства, я ждала демонстрации этой новинки: неужели будет разрабатываться крамольная для нашего кинематографа версия об ОУНовской природе «Молодой гвардии»?

Мой источник – это маститый режиссер, ездивший еще в молодости, юным актером, в Краснодон сразу после войны. Его собеседники и про желто-голубые флаги упоминали, и про «националистическую» организацию. Но это было 60 лет назад. Уже не опровергнуть и не подтвердить).

Но есть факты, которые не сможет отрицать даже самый отчаянный коммунист. Дмитрий Медведев, легендарный партизанский командир, пишет в своей книге «Это было под Ровно» (Западная Украина, кстати), изданной в хрущевскую оттепель, что Москва приказала ему сотрудничать в антигитлеровских рейдах с силами ОУН и УПА (Организация украинских националистов и Украинская повстанческая армия).

Медведев очень издевается над неумением «союзников» отдать честь, повернуться кругом, пишет, что у них не было никакого понятия о дисциплине. Но того, что они вместе взрывали железнодорожные пути и нападали на немецкие разъезды, автоколонны и гарнизоны, не отрицает. Так что молодежное националистическое подполье в украинском городе, причем антифашистское подполье, в 1942–1943 годах более чем правдоподобно. Конечно, это было бы сенсацией не только литературной или кинематографической, но и политической.

Сенсаций в фильме С. Лямина нет. Исповедей – тоже, ни первых, ни последних. Но есть редкая безграмотность даже для телезрителя, смотревшего сериалы «Щит и меч», «Семнадцать мгновений весны» и многие, многие другие, названия которых стерлись в памяти, но основные параметры остались. Скажем, один из первых более или менее грамотных фильмов, без фактологических ляпов и оглашенной пропаганды – «Майор Вихрь».

Что «Последняя исповедь» – не экранизация, я охотно верю. И даже не ремейк фильма Герасимова. Не думала я, что когда- нибудь стану перечитывать Фадеева. А вот после «Последней исповеди» перечитала и еще массу достоинств в книге нашла – по сравнению с «достоверным фильмом»! Единственно, что в «Исповеди» достоверно – это то, что юными подпольщиками никто не руководит, никакая парторганизация их не курирует. И здесь достоверность кончается и начинается фальсификация без малейшего следа литературы.

Кстати, напоминание о «Молодой гвардии» даже в такой форме должно заставить сгореть со стыда одну из пропутинских организаций. Ну «Наши», ну «Местные», ну «Свои в доску», ну «Плетущиеся за Путиным» (какие еще расплодятся?). Но не «Молодая гвардия». Эти краснодонские школьники пошли на пытки и на смерть, и какую же наглость должны иметь те, кто взял себе это название, собираясь дойти не дальше кассы, где за акции выдаются суточные…

Писатель Фадеев был, безусловно, советским писателем, но писать он умел. Все молодогвардейцы у него живые и запоминающиеся: кокетливая, веселая и яркая Люба Шевцова; хулиганистый и рисковый Сережа Тюленин; задумчивая и глубокая Ульяна Громова; интеллигентный «комиссар» организации Олег Кошевой; застенчивый Ваня Земнухов. Даже родители подпольщиков у Фадеева психологически прорисованы: простая, добрая старушка – мать Тюленина; интеллигентная Кошевая; отец Любы – шахтер, взрывающий свою шахту.

В романе есть образы, диалоги, приключения, характеры, неплохое описание быта оккупированного города, трагедия угона в Германию молодежи. В фильме Герасимова слишком много надрыва, но характеры тоже есть. Есть страсть, есть нерв, напряжение. В «Последней исповеди» логика, факты, человеческие характеры и психологическая достоверность исчезли совсем. Юные молодогвардейцы стали одним сплошным клоном. Ульяна Громова с Олегом Кошевым исчезли на заднем плане. Полицаи и то кажутся более правдоподобными и живыми, чем подпольщики. Люба Шевцова превратилась в изрекающую сплошные лозунги пионервожатую. Немцы все как на подбор – сплошные идиоты. Как в пародиях «Мистер Питкин в тылу врага».

Режиссер перепутал даже не гестапо с абвером, чего не делали кинематографисты со времен «Майора Вихря», но вермахт и гестапо! У него генерал и полковник вермахта ловят подпольщиков и чуть ли не лично пытками руководят.

И самое ужасное – это фальсификация с предателями. Казалось бы, Евгений Евтушенко выяснил это раз и навсегда, встретившись в Латинской Америке с несчастным, который при «допросе третьей степени» выдал своих товарищей. Это Евгений Стахевич. А здесь является какой-то бывший офицер Белой армии и протягивает список членов «Молодой гвардии»!

С. Лямин, видно, не знает, что Сопротивление во Франции начинали и называли Resistance русские эмигранты, дети этих самых белых офицеров! Что старенький Деникин молил Сталина дать ему принять участие в спасении России хотя бы рядовым, а если выживет – соглашался на расстрел! Бунин голодал, но от всех предложений гитлеровцев отказывался, передвигая по карте СССР флажком отступлений и наступлений Красной армии (она для него была русская). Ничего себе прояснил исторические детали С. Лямин! Да и несчастный Фадеев такого «улучшения» не заслужил.

В конце показан рай, куда попали молодогвардейцы, весь в цветах. Рай списан с американского фильма «Куда приводят мечты».

После стольких лет перерыва опять поставили румяную ложь о войне… Ложь востребована, она просачивается повсюду, даже в экранизации.