Новое время #14, 2005 г.

Валерия Новодворская

Двойная порция для кесаря

Говорил же Иисус Христос: отдайте кесарю кесарево, а Богу – Богово. И надо отдать Богу должное: он не только не пытался получить кесареву долю, но и за своей-то особо не гонялся. Нет в мировой истории случая, когда Бог покарал бы светское государство или отдельно взятого атеиста. Но на такое приличное поведение Бога кесари редко отвечали взаимностью, пытаясь оттяпать себе кусочек, а то и всю Божью порцию поглотить.

Вы очень удивитесь, но именно это происходит в нашей злополучной бывшей Российской Федерации. Бывшей потому, что с назначением губернаторов и членов Совета Федерации – какая же это Федерация? Почти что унитарное государство. После раскулачивания ЮКОСа и «шпионских» процессов – бывшее правовое.

А приговор Сахаровскому центру в лице Юрия Самодурова и его помощницы Людмилы Василовской за научный и художественный атеизм лишает государство и определения «светское». И вся статья 14 конституции идет неизвестно кому под хвост. При злорадном молчании гаранта всего текста вообще и статьи 14 в частности. А статья эта гласит: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тогда за что же по сто тысяч рублей штрафа? А прокурор даже просил лишения свободы…

И здесь мы оказываемся в мире гоголевской чертовщины из «Записок сумасшедшего». Помните смятение и ужас несчастного чиновника в психиатрической больнице: ну как испанский король мог подвергнуться инквизиции? Насчет испанского короля не скажу, а вот как в XXI веке в светском государстве могли подвергнуться инквизиции Юрий Самодуров и его коллега?

На этом аутодафе только сан-бенито и колпака, как на полотнах Гойи, и не хватало. И непонятно, почему судья был в черной мантии, а не в красной. Какое отношение к ересям и вере может иметь правосудие? Инквизиция была честнее: судила сама и приговаривала сама, а потом только передавала в руки «светских властей», рекомендуя «поступить милосердно и без пролития крови» (то есть заживо сжечь на костре).

А здесь светские власти сами управились. Может, еще сказать им «спасибо» за то, что не пролили крови? Обстановка аутодафе была удачно дополнена танцами вокруг «костра» «православной общественности» довольно дикого вида, нечесаной, нестриженой, в армяках и с пещурами (хорошо, что не в лаптях!), с сусанинскими бородами и почему-то с распятием. Похоже было, что это староверы из далекого лесного скита. Но нет! Журналисты спрашивали: москвичи, горожане. И неясно, какой был смысл стращать распятием атеиста (или в лучшем случае агностика) Самодурова и призывать его к покаянию. Это уже сильно напоминало плодотворный диалог между ксендзами и Остапом Бендером из Ильфа и Петрова. «Ты слышишь ли глас Отца Небесного?»

Все это было бы смешно: черносотенцы, ломающие экспонаты антирелигиозной выставки, светское судилище с религиозным подтекстом (они нас хотят научить любить не только свою специфическую советскую Родину, но и своего личного черносотенного Бога, потому что Иисус Христос был интеллигент, и я его в этой компании пещерных фанатиков не вижу). Если бы это не угрожало жизни ни в чем не повинных людей, которые пошли на вынесение приговора, прихватив с собой лекарства и справки об их жизненной необходимости, потому что ожидали они взятия под стражу…

Меня не оставляет мысль, что лубянский святейший синод радостно ухватился за возможность сделать пакость Сахаровскому центру, на здании которого бессменно висит транспарант о прекращении войны в Чечне. Суд даже не пытался ответить на вопрос: между кем и как правозащитники разжигали «межрелигиозную» рознь? Между христианами и иудеями? Между христианами и мусульманами? Между мусульманами и буддистами? Нет, вроде касающихся ислама, иудаизма или буддизма полотен на выставке не было. И представители этих конфессий в прокуратуру не жаловались…

Значит, «разжигание» произошло между христианами и атеистами? А атеизм – это новая конфессия, что ли? И где ее алтарь? В планетарии? В Академии наук? Когда в Иерусалиме несколько лет назад была осуждена израильтянка иудейского вероисповедания за витрину с издевательством над исламом, это еще можно понять (горячая точка, интифада, сложные отношения между арабами и евреями). А у нас кому до этой выставки было дело, кроме черносотенной «общественности», РПЦ, нескольких критиков из модных «вернисажных» журналов и пары тусовщиков из тех же кругов?

Смеяться уже нельзя. Шутить тоже. Православие и самодержавие – видно, дело смертельно серьезное. «Ты на костре пылающем увидешь, что хочет инквизиция святая!» (Лермонтов, «Испанцы»).

Что ж, отныне просвещенным людям придется считать РПЦ своим врагом и вооружиться знаменитой вольтеровской антиклерикальной формулой: «Раздавите гадину!»