Новое время #10, 2001 г.

Валерия Новодворская

Большие братья на большом экране

По улицам, по магазинам, через шоссе между снующими машинами в смертельном страхе бежит ни в чем не повинный человек, известный фотограф, да еще с правительственной лицензией. Ему не повезло: поставленная фиксировать миграцию гусей у лесного озера телекамера зафиксировала убийство либерального депутата. За ним гонятся вертолеты, его берут на прицел спутники, за его спиной зловеще клацают кованые ботинки работников спецслужб. Он в ужасе лезет на крыши, пытается спастись в метро и, в конце концов, гибнет под колесами автомобиля, успев незаметно сунуть роковую кассету в сумку с покупками давнего друга по университету, адвоката, занимающегося трудовым законодательством. Теперь роковая погоня устремляется за ним...

Что это? Антиутопия оруэлловского типа? Мир фатальной слежки и безжалостных механизмов, размалывающих человека? Или страничка из практики КГБ прошел незаметно? Да нет, это сегодняшний демократический Нью-Йорк, антиутопия решается в жанре критического реализма, а некий аналог ГРУ+КГБ, называется он "Агентство национальной безопасности", АНБ жутко нарушает сразу все поправки к конституции плюс основной текст, пытаясь пробить в конгрессе закон о средствах дальней связи, чтобы настроить еще энное количество спутников-шпионов и влезть гражданам в печенку и в душу.

Это фильм Тони Скотта "Враг государства". У нас он не шел, и слава богу, а то некоторым гражданам все мерещится психотропное оружие, и что их с утра до ночи слушает ФСБ (и мысли тоже!), и они спят под пологом из цинка с кастрюлей на голове, о чем и сообщают в письмах к правозащитникам.

За фильм агенты АНБ убьют: 1) честного либерального сенатора; 2) честного журналиста с правозащитным уклоном; из-за них: 3) попадет под авто загнанный фотограф; 4) застрелят девушку-адвоката, чтобы обвинить в убийстве того адвоката, к которому случайно попала кассета с компроматом.

Хотите еще кадр? В дверь ломятся без ордера, режут замок сварочным аппаратом; героя Мэла Гибсона, честного таксиста, все время пытаются убить на улице, на больничной койке, в конюшне, в подвалах и на чердаках. И это не экранизация антиутопии Герберта Франке "Игрек минус" и не съемки эпизода "Правоохранительные органы ведут расследование деятельности "Медиа-МОСТа". Это второй фильм на ту же тему - "Теория заговора" Ричарда Доннера.

Здесь АНБ занялось экспериментами над человеческой психикой в духе доктора Менгеле.

Из человека делают зомби-киллера. Но частные мафиози перехватывают этот государственный замысел и завладевают тайной. Отловить мафиози, обезвредить Мэла Гибсона, убедить идейного адвоката Эллис отказаться от расследования - вот чем занимается АНБ в этой истории. Герои выживают чудом, АНБ убирает лишь пять свидетелей данной коллизии (честных налогоплательщиков).

Этот фильм у нас тоже не шел, несмотря на явные выгоды для антиамериканской пропаганды.

Что же это все означает? Где хваленый патриотизм американцев? И как это они ставят такие "клеветнические" фильмы, и никто не идет по Владимирке (по хайвэю)? Так вот, патриотизм американцев не распространяется на государство и тем более на его спецслужбы. Звездно-полосатый флаг над частными домами - это любовь к стране, а не к государству, по отношению к которому действует принцип презумпции виновности. Гражданин (и зритель, и режиссер, и сценарист) следит за государством, как кошка за мышью, и все время пытается это государство на чем-нибудь поймать. АНБ - это щупальца спрута, которым "держава" видится американцу. Чем в реальности занимается это ведомство, ни журналисты, ни сценаристы, ни режиссеры не знают. Но подозревают самое худшее. Стивен Кинг вообще называет АНБ "конторой". В "Несущей огонь" режиссер и автор повести (тот же С.Кинг) даже предполагают, что цель "конторы" - засадить особенного, но невиновного гражданина в "маленькую комнату" и попытаться "спасти" с его помощью "демократию".

Это бред, полный бред. Со времен маккартизма никаких идеологических преследований в Америке не было, и никакие "конторы" не попадали на страницы газет с такими чудовищными злодеяниями в послужном списке. Несколько лет назад, правда, было дело некоего Линдона Ларуша, который, с точки зрения своих защитников из левых организаций, пострадал за сочувствие "третьему миру" и за разоблачение козней МВФ. Но осудили его за неуплату налогов, а потом он и вовсе признал свою вину и просил президента о помиловании. Даже вездесущий Том Клэнси, все знающий о ЦРУ, ничего не пишет об АНБ.

Любой блокбастер американского производства об эпидемии новой страшной болезни непременно включает в себя жуткую интригу: АНБ и ЦРУ пытаются уничтожить несчастных людей (то ли в поезде, то ли в самолете), не отделяя больных от здоровых, а концы пряча в воду.

Этот бред гражданского сознания - признак несокрушимого здоровья нации, свидетельство ее иммунитета. Граждане не должны любить спецслужбы. Им это вредно (и тем и другим). Контроль страха, отвращения, недоверия. Когда Большой Брат смотрит на тебя, это всегда противно и опасно.

А вот отечественный кинематограф нас такими "ужастиками" не балует. Я понимаю еще, пожалуй, любовь к "отеческим гробам". Но вот к отеческим спецслужбам! Экран исходит нежностью и слезами умиления, как хороший сыр. "Мертвый сезон", "ТАСС уполномочен заявить..."

Сейчас как раз параллельно идут "Майор Вихрь" и "Семнадцать мгновений весны". На РТР и на НТВ. Что можно инкриминировать Юстасу, Алексу, Штирлицу и Донатасу Банионису? Они симпатичны, умны, добры и спасают человечество. Правда, такая деятельность в портфеле отчетности наших "контор" - наверное, 10 процентов. А остальная часть айсберга?

В начале 90-х годов была пара фильмов, где действовали отставные чекисты. Но отставные же! А действующий состав? Но наши зрители и наши режиссеры свои спецслужбы любят. Кстати, количество доносов эту всенародность спецслужб могло бы подтвердить. Это болезнь. Неизлечимая, кажется.

Сейчас уже поздно делать разоблачительные фильмы. Наверное, где-то снимают сериал о подвиге разведчика.

Наши спецслужбы остались для нас объектом "Х". И, значит, они будут генерировать свои известные всем прекрасные качества в каждом "поколении next".