Новое время #1, 2001 г.

Валерия Новодворская

Впереди - засада, сзади - западня

У шкодливого человечества выработалась нездоровая привычка: те неприятности, которые грозят нам из позавчера, оставлять на послезавтра. И вот послезавтра наступило: XXI век. А проблемы, которые не были решены позавчера, то есть в XIX веке, когда человечество впервые решило что-то ликвидировать или создавать сообща, остались и умножились в геометрической прогрессии. И еще новые подтянулись. Можно, конечно, свалить все в кучу и убрать в чулан, подальше от повестки дня. Но есть увлекательный фильм "Седьмое знамение" и не менее интересная лента "Бездна". И в них очень убедительно доказано, что Высшие силы или сверхцивилизация гуманистов могут настолько проникнуться нашим нежеланием решать эти самые вопросы, что устроят нам хорошенький конец света: канонический или с помощью элегантного цунами (раз и навсегда).

Убоявшись пророческого кинематографа и своей же великой литературы (один рассказ Рея Брэдбери так и называется: "Завтра конец света"), прогрессивное и продвинутое западное человечество все время решает все вопросы, которые успели встать перед ним за истекшие 200 лет. К тому же приходится решать дополнительную кучу проблем за страны незападные, реакционные и отстающие, потому что они сами еще не решили для себя извечную проблему неолита: как прокормиться, одеться, обуться и поселиться под более или менее прочной крышей. А заодно и научиться грамоте. "Не попить без грамоты, не поесть, Декларации прав человека не прочесть".

Однако эта последняя группа стран выучилась требовать от первой решения общих мировых и частных (своих собственных) проблем, причем требования выдвигаются в ультимативной форме, со скандалом, оскорблениями, вторжениями беженцев и мигрантов. (Лев Гумилев считал, кстати, что дикие степные народы тоже были чем-то вроде беженцев и вынужденных мигрантов; получается, что Чингисхану и Аттиле надо было предоставить вид на жительство и green card.)

А поскольку контрольная вторая группа пребывает в состоянии перманентной забастовки и перманентной вынужденной голодовки, то понятно, что в таком нервном коллективе не только прежние проблемы не ликвидируешь, но еще и новые благоприобретешь.

То есть главный вопрос остается открытым: должны ли врачи, компетентные и гуманные, обсуждать вопросы лечения с абсолютно некомпетентными, страждущими и неблагодарными пациентами? Входит ли демократичность лечения в клятву Гиппократа? "Пациенты", охваченные войной или задавленные диктатурой, меньше всего склонны обращаться к врачам. Они клянутся провести первую брачную ночь во дворце Саддама Хусейна, чтобы защитить его от бомб, или захватывают американские посольства, именуя потенциальных спасителей Великим Сатаной.

Что делать эскулапам от цивилизации? Пройти мимо не здороваясь? Или лечить насильно, с помощью штурмовой авиации и лекарственных ракет? Это вопрос не пользы, а темперамента. Мне ближе второй вариант, Борису Немцову - первый. Все равно толку нет. Насильно удалось излечить только Германию и Японию, навалившись на них всем миром. Германию превратили в развалины, поделили, нашпиговали войсками, повесили ее преступное руководство и за оправдание "Третьего рейха" сажают до сих пор. Беглых же гитлеровцев ищут чуть ли не у входа в склеп, до 90-летнего возраста.

Японию дополнительно еще "переубедили" атомными бомбами. Я не осуждаю, нет! Я только ужасаюсь. И представляю себе это "принуждение к демократии" сегодня. Страны- "изгои" или "полуизгои", "внушающие опасения". Талибы из Афганистана, Ирак, Иран, экстремисты из палестинских организаций, "Сендеро луминосо" из Латинской Америки, Куба, Китай, Северная Корея, Вьетнам, Арабские Эмираты, где у женщин нет никаких прав, Россия с ее чеченским беспределом, красный Вьетнам...

Какая армада инопланетян нужна, чтобы все это исправить? Кому на планете это по плечу? Нельзя требовать от народов цивилизованного Запада и Японии, чтобы они поголовно превратились в "голубые каски" и разместились на блокпостах недемократического и нецивилизованного мира, рассматривая его как сплошное Косово.

Священный союз, Лига Наций, ООН... Венгерским сепаратистам, кроме кары, Священный союз ничего не обещал. Он-то был идеологически однороден. Такое анти-ОБСЕ, анти- Совет Европы.

СССР и Германия оказались вне Лиги Наций, и пришлось искать на них управу в огне и свинце. На Германию - нашли, на СССР - нет.

Что там СССР, кстати! США не нашли управу ни на Вьетнам, ни на Кубу. Значит, глобализация - тлен и миф?

Значит, ввести человеческие порядки силой не получается? А добром - тем более. И Просвещение не впрок. Вольтер не остановил якобинцев, Кант и Гегель - гитлеровцев, Достоевский - Ленина и Сталина, Лао-Цзы и Лао Шэ - Мао.

Существуют две теории. Одна - не обращать внимания на дикое попрание свободы, на узников совести, пить чай с тиранами под окнами камер пыток.

Второй вариант: делать то же самое, но временами тиранов бомбить. Отбомбившись, опять пить чай из недопитой чашки.

Третий вариант политической глобализации предлагает Транснациональная радикальная партия, партия интеллектуалов (сильные позиции в Совете Европы, Италии и США). Не поддерживать отношений с "изгоями", не соучаствовать, не торговать, не здороваться, вводить экономические санкции. Их никто не слушает, а зря. Это честно, по крайней мере. Не наживешься на чужой крови, не запятнаешь совести. И не будут тебя спрашивать, как мейерхольдовский Степан из "Женитьбы": "Ты что молчишь, как Лига Наций?" Не молчать. Заклеймить. Ведь экономический прогресс никак с политическим не связан. На Кубе разрешен доллар, но не освобожден ни один узник совести. Экономическая модернизация Китая сопровождается все новыми и новыми политическими процессами, даже безвредных любителей дыхательной гимнастики всех пересажали за то, что их секта многочисленнее компартии.

Эту проблему должен решить XXI век. Как человек должен относиться к бесчеловечному за рубежом и могут ли представители обоих направлений рядом сидеть в ООН?

С проблемой материального неравенства разобраться легче. Могут ли все страны стать богатыми? Особенно если законы рынка признавать не хотят и ждут манны валютной из Парижа или Нью-Йорка.

Наверное, равенство здесь недостижимо, как и социализм. "Пряников , кстати, всегда не хватает на всех". С этим надо смириться. Пусть каждый сделает себе удочку, тогда и рыба будет.

А нас вообще проблемы XXI века не касаются. У нас XVIII век на повестке дня, и Бастилия еще не пала.