Новое время #45, 2000 г.

Валерия Новодворская

Десять заповедей и прелести кнута

О национальных интересах России ее вдумчивые правители стали задумываться задолго до того, как возникло само слово "Россия". Киевская Русь не сформулировала свой национальный интерес, не успела. Однако не мудрствуя лукаво ее князья случайно напали на золотую жилу. Одновременно той же незамысловатой идеей проникся Новгород, после - Псков. В XIV веке на нее наткнулась Тверь. Никакой теории не было, если не считать изречение князя Владимира: "Веселие Руси есть пити". Вместо теории была одна сплошная практика.

Итак, modus vivendi. 1. Разумная мягкая колонизация при отказе от "пиаровских" дальних походов на край Ойкумены, обеспечение безопасности границ (скажем, от хазар- печенегов-половцев). 2. "Конституционная" форма правления, демократическое разрешение конфликтов (когда удавалось): лествичное право (княжеская "родственная" демократия), снемы (съезды князей); обязательное решение государственных проблем князем вместе с "парламентом" - дружиной. 3. Конфедеративная модель (формальное подчинение киевскому столу при широком суверенитете княжеств). 4. Широкое местное самоуправление, вольности городам (вече, градские "старцы" как некая мэрия), вплоть до республиканского правления в Новгороде и Плескове (Пскове). 5. Полная веротерпимость (половцы исповедовали свободно "черную" религию, бон; латинский обряд совершался свободно; иудеи никем не травились и были вольны в своем культе). 6. Огромное значение свободного рынка, торговли (ради этого и были затеяны походы в Византию). 7. Низкие налоги, welfare (уровень жизни) не только в Новгороде и Пскове, но и в Твери и Киеве был выше уровня жизни Западной Европы раза в 2 - 3; городских низов и крестьян - в 10 раз (данные самих европейцев). 8. Богатство государства как следствие процветания его жителей (Русь давала взаймы и деньги, и войска французским королям и скандинавским ярлам). 9. Приоритет западных связей и союзов (в том числе и браков) по отношению к восточным (на половчанках женились, но половцы остаются врагами). 10. Полная свобода слова и собраний, доступность книг и обучения.

Эти "десять заповедей" и составляли на уровне XII - XIII вв. национальную идею для самой продвинутой страны, да и после вполне годятся для "любой модели демократии: от Manifest Destiny США до "социального государства" Швеции. Эти 10 статей вы найдете и в "Декларации прав человека", и в международных пактах.

И все это оборвалось в период создания управляемой автократии (управляемой демократии не бывает: это вас кто-то обманул; брынзе полагается быть белой) Великого княжества Московского. Страна сворачивается, как еж, чтобы больше никогда не показывать ничего, кроме иголок, ибо все "окружение" навеки мыслится враждебным.

Миф о "загнивающем Западе" рождается вместе с понятием о "псах-рыцарях", сформулированном Александром Невским. Именно он сделал роковой для Новгорода и для всей Руси выбор: опереться на Орду, заплатив ей дань, дабы сражаться с Западом. И останется навеки в исторической памяти народа грубая сталинская агитка: фильм "Александр Невский" - о зверствах почти что немецко-фашистских захватчиков. Дополнится миф гибельными наскоками Ивана IV на Литву, проигранной войной со Стефаном Баторием и запретом на свободу передвижения на Запад (в Литву или дальше можно было уйти только навсегда, да и то если не поймают по дороге). И завершится это уже при молодом Петре патриотическим визгом: "Как, ехать в Париж! Чай, там погано!"

В XV веке Иван III полностью уничтожит не только конфедерацию, но даже и федерализм. "Регионы" будут жестко подчинены "Центру". Эпоха смещения галактик. Сжатие страны в единый кулак. Автаркия. Изоляционизм. И, как следствие, ликвидация всякого самоуправления, всякой свободы слова и собраний (тоже при Иване III). Не за лишние ли слова на кухонных посиделках у Максима Грека был казнен интеллигент дьяк Иван Берсень?

А далее будет чисто сталинский террор Ивана IV (если Иван III истреблял отстаивающих свободу, то Иван IV убивал тех, кто о свободе и не мечтал). Страну стиснут железные тиски формулы социального устройства по Ивану Васильевичу: "Мы, князь и государь всея Руси, в своих холопях вольны".

Голод, нищета, рабство. На века. Это начнется именно с Ивана III. А Иван IV сделает отставание от Западной Европы необратимым. И тогда очень кстати придется возникшая в предыдущее царствование формула протошовинизма, золоченой мишурой накинутая на грязные лохмотья Руси: "Два Рима пали. Третий Рим стоит. Четвертому - не бывать". Отныне национальной идеей Руси - России станут, как изящно обозначил Пушкин, "необходимость самовластья и прелести кнута".

По сути дела, за всю нашу историю было выдвинуто только две концепции "национальных интересов" России. Первая была предложена в середине XVII в. в царствование Алексея Михайловича хорватом Юрием Крижаничем, философом- реформатором, на свою беду заехавшим на Русь.

Вторая принадлежит Льву Николаевичу Гумилеву. Создана в 30 - 50-е годы.

Первая концепция - "западничество". Вторая - "евразийство". Юрий Крижанич заплатил за свои идеалы ссылкой где-то на Лене. Его вывезли в непроходимую тайгу, к самоедам. Его идеалам не было суждено воплотиться.

Лев Гумилев заплатил 25 годами заключения за то, что страна жила именно по его концепции. Он предлагал "самобытность", жалел, что мы вообще сопротивлялись Орде, а не ударили с ней на Запад. Напрасно жалел. Оккупация и советизация Восточной Европы, карательные экспедиции 1956 и 1968 гг. и были последними походами Орды на Запад. Потом Орда, как всякая Орда, впала в ничтожество, разложилась и перестала быть опасной, разве что для самой себя.

А Юрий Крижанич предлагал конституцию, затем республику, отказ от походов на "Германы" - напротив, военный союз с Западом (будущее НАТО?), свободный рынок, освобождение крестьян с землей.

Развилка. Перекресток. Каждую эпоху мы упорно идем дорогой евразийства, в азиопский тупик. Западники и славянофилы, либералы и национал-патриоты. Кажется, и после смерти будет то же самое. Ночь. Ледяная рябь канала. Аптека. Улица. Фонарь.

Третий Рим. Третий путь.