Партия Демократический Союз. 2-й съезд. Документы

Рига - Москва 1989

(электронный текст соответствует тексту оригинальной брошюры)

27-29 января 1989 г. под Ригой (Юрмала) проходил II съезд партии Демократический Союз. Участвовало около 130 делегатов и гостей из 36 городов, из них 51 делегат с решающим голосом, 45 - с правом совещательного голоса. Многие города из-за изъятия почты с приглашениями и дезинформации (о проведении съезда якобы в Москве) не были представлены. На второй день работа съезда была прервана органами правопорядка. Под предлогом нарушения паспортного и гостиничного режима милиция удалила всех присутствующих, у многих записаны паспортные данные, шестеро задержаны и доставлены в участок, но вскоре отпущены. Гостиница, где проходил съезд, была закрыта "на ремонт". Съезд продолжил свою работу в частном доме в Риге.

Прочитаны доклады: "Анализ социально-психологических структур и организованных групп", о положении в стране и тактике ДС в современных условиях (3 доклада), о партийном строительстве.

Приняты следующие документы: Уставные принципы с изменениями и дополнениями, Политические принципы, стилистические поправки к Декларации, преамбула к Программе ДС, а также Резолюция о подготовке к 3-му съезду ДС Программы в новой редакции.

Приняты также Резолюции: о политической ситуации в стране, задачах и тактике ДС на ближайший период и возможной программе совместных действий демократических сил, "Национальный вопрос и национальные движения в СССР на современном этапе", о ситуации в Прибалтике, о положении в Армении, о крымско-татарском национальном вопросе, о российском национальном вопросе.

Съезд направил поздравительные телеграммы член-корр. Академии наук Арм. ССР, члену Комитета "Карабах", одному из лидеров национально-демократического движения Р.Казаряну, заключенному в Бутырскую тюрьму, и в адрес польской "Солидарности".

В заключительный день делегаты и гости съезда возложили цветы на могилы латышских правозащитников Гунара Астры и Юриса Зиемелиса и первого президента Латвии Чаксте, а также провели митинг у памятника Свободы в центре Риги.


"Ваше мнение мне глубоко враждебно,
но за ваше право высказать его
я готов пожертвовать своей жизнью"

Вольтер

ДЕКЛАРАЦИЯ

Человек рождается свободным, и нет ни одной идеологии, ни одного социального идеала, которые возместили бы ему утрату этой свободы. Исконное право человека - право на сомнение, на поиск, на несогласие с большинством, на заблуждение, право отстаивать свою концепцию. В сущности, свобода - право быть против. Этой свободы мы постепенно лишались с октября 1917 г., пока не лишились ее совсем, что предопределило весь дальнейший ход истории нашей страны.

Монополия КПСС на истину, на политическую власть, на экономическую и духовную жизнь общества привела некогда богатую страну на грань банкротства, ее народ - к материальной нищете, одну из величайших в мире культур - к духовному оскудению и нивелировке.

Неразвитость демократической культуры, гражданского самосознания широких масс, унаследованная от эпохи российского абсолютизма, сделала возможным октябрьский переворот 1917 г. Монополия на власть, уничтожившая суверенитет личности, разрушившая гражданское общество, - основа тоталитарного строя, - должна быть преодолена. В противном случае страну ожидают социальные потрясения в результате экономической катастрофы, идейно-нравственного распада, политического развала. Миллионы жертв, принесенные на алтарь тоталитаризму, трагический опыт многих стран показали, что альтернативы демократическому устройству общества нет. Тоталитаризм - главная причина тяжелейшего кризиса нашего общества, который особенно обострился в 80-е годы. Не только отдельные преступные лица или группы лиц, но вся система партократии является главным источником народных бед.

Безраздельно правящая в стране Коммунистическая партия, идеология которой была объявлена единственным ключом к абсолютной истине и "земному раю", вела народ путем трагических ошибок и преступлений. Во имя достижения этого "земного рая" было устроено перманентное чистилище. Чем больше режим убивал, истязал и преследовал за убеждения, тем больше лгал о скором приближении такого состояния общества, при котором не будет ни насилия, ни убийств. Но дорога лжи и преступлений к такому обществу не ведет.

Никто не имеет права решать за народ, по какому пути следует идти обществу; только сам народ может выбрать этот путь на основе согласия и свободного волеизъявления. Однако для того, чтобы принцип народовластия не был идеологической фикцией, меньшинство, не согласное с решением большинства, должно иметь легальную возможность широкой агитации за иной общественный порядок. Именно этим - отсутствием системы подавления меньшинства - демократия отличается от порочного демократического централизма.

Мы больше не хотим жить догмами "великих вождей" для счастливого будущего неведомых потомков. Мы хотим сегодня достойной жизни для себя и сограждан и заявляем о решительном разрыве с тоталитарным прошлым. Ставя своей целью достижение демократического состояния общества, мы создаем политическую партию ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ДС), которая объединяет людей с различными политическими убеждениями - от демократических коммунистов и социал-демократов до либеральных и христианских демократов. При всех наших идейных различиях мы верим в безусловную ценность свободы личности и привержены принципу плюрализма, некогда сформулированному Вольтером: "Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право высказать его я готов пожертвовать своей жизнью".

Демократия для нас не лозунг и не пустой призыв, а форма и сущность общественного устройства, основанного на политическом, экономическом и духовном плюрализме, многопартийной системе со свободной прессой и независимыми от государства профсоюзами. Мы привержены идее надпартийности государства и принципу приоритета прав личности по отношению к интересам государства.

Наша общественная, нравственная и политическая позиция основывается на отказе от насилия как метода политических действий, какими бы прекрасными и гуманными целями оно ни оправдывалось. Поэтому мы осуждаем не только сталинский массовый террор, но и красный большевистский террор, начавшийся в 1918 г., как и геноцид по отношению к крестьянству в период коллективизации. Мы считаем преступным преследование инакомыслящих, продолжающееся по сей день.

Путь к демократии лежит через деидеологизацию государства, уравнение в правах главенствующей в настоящее время идеологии КПСС со всеми другими идеологиями и взглядами.

Выступая за идеи радикального демократического преобразования общества, мы определяем содержание своей деятельности как политическую оппозицию тоталитарному государственному строю СССР. Мы не ищем конфронтации ради конфронтации и не отказываемся от разумного сотрудничества с государством, не идя при этом на идейные и нравственные компромиссы. Мы считаем своим прямым долгом решительно бороться - идейно и нравственно - против тех сил правящей партии, которые стремятся преградить путь плюрализму и человечности, но одновременно заявляем о своей поддержке тем членам КПСС, которые не на словах, а на деле, используя свое положение в правящей партии, стремятся провести демократические реформы.

Даже те незначительные изменения к лучшему, которые осуществлены на сегодняшний день руководством страны, не гарантируют от возврата сталинских или брежневских времен. Еще дальше от воплощения главная гарантия - осознание народом своих прав и его готовность их отстаивать. Существование демократической оппозиции - одно из необходимых условий Возрождения страны.

Физическому и моральному насилию со стороны репрессивных органов, служащих правящей номенклатуре, мы противопоставляем всю силу нравственного и идейного сопротивления, убежденности в правоте нашего дела.

Мы готовы сотрудничать с другими силами, разделяющими демократические идеалы и убеждения.

Мы считаем, что государство, оставаясь светским, не должно препятствовать религии быть нравственным ориентиром для людей.

Мы хотим, чтобы наша страна заняла достойное место среди других держав, но не силой оружия, а вследствие величия своего духа. Об этом мечтали ее великие гуманисты и просветители - Герцен, Толстой, Достоевский; для этого нам надо добровольно отказаться от имперских притязаний и завоеваний. Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы, поэтому мы решительно осуждаем политику экспансии СССР.

После 70-и лет существования тоталитарного государства всем нам предстоит честно и открыто покаяться в свершившемся зле. Это не унизит, но очистит нас. Мы верим в нерастраченные силы нашего народа и его способность к Возрождению.


ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

I. АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ И ДОСТИЖЕНИЕ ПОДЛИННОЙ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ, условиями которой являются:

II. НЕОБХОДИМЫМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА ЯВЛЯЮТСЯ:
  1. Отмена политических статей Уголовного кодекса, освобождение и реабилитация всех политзаключенных и узников совести (с компенсацией).
  2. Отмена законодательных актов, ограничивающих свободу митингов, демонстраций, общественных ассоциаций и печати.
  3. Снятие ограничений на передвижение внутри страны (отмена паспортного режима и прописки), свобода выезда за рубеж и возвращения обратно. Отмена принудительности труда и трудовых книжек.
  4. Отмена законодательных актов, преследующих за частнопредпринимательскую деятельность.
  5. Отказ от военной, политической и идеологической экспансии. Возвращение на территорию страны всех советских войск, размещенных за рубежом.
  6. Радикальное сокращение военно-промышленного комплекса и численности армии до подлинно оборонных нужд, использование высвобождаемых средств на социальные программы. Введение права на альтернативную гражданскую службу и сокращение срока службы с последующей отменой повинности и переходом к профессиональной армии.
  7. Создание вслед за роспуском политической полиции - КГБ, подчиненного демократическим институтам ведомства по борьбе с терроризмом и попытками насильственного свержения конституционного строя.
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВА ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАКРЕПЛЕНО ПРИНЯТИЕМ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ СТРАНЫ НА ОСНОВЕ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

III. ЧЛЕН ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА:

  1. Безоговорочно отрицает террористические и другие насильственные методы политической борьбы как несовместимые с идеалами свободы, гуманизма и демократии.
  2. Выступает против подавления национальных движений, считает всемерную поддержку борьбы за национальные права и свободное развитие национальных регионов страны своим гражданским долгом.
  3. Осуждает систему политического правления, возникнув в октябре 1917 г., историческое развитие которой заключалось в последовательном постановлении тоталитаризма.
  4. Отвергает не только сталинизм, но и культ Ленина и ленинизм как фундамент идеологии тоталитарного строя.
  5. Считает эмиграцию для себя нравственно неприемлемой.
  6. Не может идти на идейные и нравственные компромиссы, связанные с отступлением от Политических принципов Демократического Союза.

ВВЕДЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

Мы, граждане своей страны, ощущая ответственность за ее судьбу, объединяемся в патриотическую партию ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ для того, чтобы содействовать экономическому и духовному возрождению нашего общества на началах гуманизма, демократии и свободы.

Мы считаем, что главным источником 70-летней трагедии нашего народа является установившийся в стране тоталитаризм.

Тоталитаризм - государственный строй, в основе которого лежит монополия одной политической силы - КПСС - на власть, собственность, идейную и духовную жизнь. Тоталитаризм не только подавляет личность, он разрушает ее; стирание личности является главным условием его существования.

Тоталитаризм поставил страну на грань общенациональной катастрофы. Нас ждет долгий, мучительный путь выздоровления.

Создавая ДС, мы делаем необходимый шаг к формированию политической инфраструктуры гражданского общества. Мы не намерены "править на месте КПСС лучше КПСС". Мы считаем саму сущность нынешней системы правления порочной. Власть в стране должна принадлежать свободно избранным представителям народа.

Наша программа - это программа переходного периода от тоталитаризма к демократии, к политическому, экономическому и духовному плюрализму - к обществу свободных граждан свободной страны.

Мы не за модификацию общественно-политического строя, а за полное его преобразование.

Таким образом, ДС ставит своей целью ненасильственное изменение тоталитарного государственного строя СССР.


УСТАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДС

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ - политическая партия, оппозиционная тоталитарному государственному строю СССР, которая ставит своей целью его ненасильственное изменение и построение правового государства на началах гуманизма, демократии и плюрализма.

ДС, являясь партией переходного периода от тоталитаризма к демократии, объединяет людей разных демократических убеждений. Для наиболее полной реализации демократических принципов во внутрипартийной деятельности и создания предпосылок возникновения широкого спектра партий в нашей стране ДС имеет фракционную структуру и строится по конфедеративному принципу.

Отвергая тоталитарный принцип демократического централизма, ДС отвергает порочную практику подчинения меньшинства большинству, нижестоящих вышестоящим.

ДС действует на основе принципов ненасилия, недопустимости призывов к насилию, к национальной и идейной нетерпимости. Следование антигуманным идеологиям, принципам "чем хуже, тем лучше", "цель оправдывает средства" - несовместимо с членством в ДС. Нравственная максима члена ДС - ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ.

1. Членом ДС может быть любой человек, достигший 17-летнего возраста, постоянно проживающий на территории страны, разделяющий Политические и Уставные принципы ДС и активно работающий для осуществления программы ДС в избранной им форме. Член ДС не может принадлежать к другой партии или политической организации, программные документы которой противоречат Политическим принципам ДС.

2. Каждый член ДС самостоятельно решает, в каких мероприятиях и в какой степени ему участвовать. Кроме того, он вправе предпринять независимые действия в пределах Программы и Принципов ДС от своего имени. Невыполнение членом ДС добровольно взятых на себя обязательств является нарушением уставных норм. Претензии к члену ДС предъявляются только в его присутствии и должны иметь под собой аргументированное подтверждение, чем охраняются его честь и достоинство.

3. Вступить в ДС можно, подав в местную организацию ДС заявление, которое при условии активной работы, не позднее, чем через 6 месяцев со дня подачи, визируется одним из членов КС после обязательного собеседования со вступающим. В исключительных случаях ближайшее общее собрание может простым большинством голосов аннулировать визу члена КС, аргументировано опротестовав его решение. До визирования заявления, вступающий имеет статус кандидата ДС с совещательным голосом. Самоприем не допускается. При отказе членов КС в приеме кандидат может обратиться к общему собранию местной организации ДС. При отсутствии местной парторганизации вступить в ДС можно в любой из организаций ДС.

4. За действия, грубо нарушающие Уставные и Политические принципы ДС, а также за бездеятельность, общее собрание местной организации может исключить своего члена двумя третями голосов. При отсутствии местной парторганизации решение об исключении может быть принято общим собранием парторганизации, которая приняла члена ДС. Решение члена ДС об эмиграции является нарушением нравственных принципов ДС. Выход из ДС свободный - путем подачи письменного заявления в местную парторганизацию.

5. Конфедеративное устройство ДС означает, что партия состоит из самостоятельных Демократических Союзов республик, которые, разделяя Уставные и политические принципы ДС, могут на своих съездах дополнять Программу специальными разделами, конкретизирующими задачи партии в своих регионах.

6. Фракцией является автономное формирование членов ДС, объединенных на политической платформе, не противоречащей Программе, Уставным и Политическим принципам ДС и отличающейся от политических платформ других фракций ДС (например: демокоммунистическая, социал-демократическая, либерально-демократическая, христианско-демократическая, а также национальные фракции). Группа членов ДС, желающая оформиться во фракцию, передает проекты своих документов в КС местной парторганизации. Очередное общее собрание простым большинством голосов может отложить регистрацию фракции, если ее документы противоречат Программе и Принципам ДС. Фракция может иметь собственные денежные средства, которые складываются из добровольных пожертвований и доходов от ее деятельности, иметь собственные печатные органы и формировать свои рабочие группы. Исключение члена партии из фракции не означает его исключение из партии.

7. В городах и населенных пунктах, в которых проживает не менее десяти членов ДС, создаются местные парторганизации ДС. Высшим органом парторганизации является общее собрание, решения которого принимаются при наличии кворума - половины числа членов партии. Все органы парторганизации подотчетны общему собранию. Общее собрание принимает свои решения, как правило, простым большинством голосов. Пересмотр ранее принятых собранием решений осуществляется не менее чем 2/3 голосов. Собрание избирает Координационный Совет (КС), утверждает редакторов партийных органов и других ответственных лиц. Собрание созывается не реже одного раза в два месяца. Инициатором созыва собрания может быть КС или любая группа членов партии, если ее поддерживает не менее трети членов парторганизации.

8. В населенных пунктах, где еще нет организации ДС, группа членов ДС не менее трех человек может образовать оргкомитет для создания местной парторганизации ДС. Оргкомитет имеет право принимать новых членов на местах, а также кооптировать в свой состав членов ДС 2/3 голосов. Оргкомитет регистрируется Региональным Советом партии. При наличии не менее десяти членов ДС в населенном пункте оргкомитет может созвать учредительное собрание для конституирования организации и выборов КС. Протокол о создании местной парторганизации регистрируется Региональным советом партии или съездом партии.

9. Координационный Совет - постоянно действующий координирующий, информационный и представительный орган избравшей его организации ДС. Координационные Советы создаются на городском и поселковом уровнях. Решения КС носят рекомендательный характер и принимаются, как правило, простым большинством голосов. Деятельность любых выборных органов партии - открытая. КС избирается не реже одного раза в год на общем собрании прямым и тайным голосованием и подотчетен общему собранию. Членами КС становятся лица, набравшие наибольшее число голосов, но не менее половины голосовавших. За каждой фракцией численностью свыше 10 % от общего состава парторганизации (но не менее десяти человек) резервируется одно место в КС. Общее собрание может 2/3 голосов отвести кандидата в КС, делегированного от фракции. Полное количество мест в КС определяется общим собранием местной парторганизации при соблюдении условия, что число мест, закрепленных за фракциями, не превышает половины полного числа членов КС. Общее собрание может в течение невыборного срока выразить вотум недоверия Координационному Совету или отдельным его членам большинством в 2/3 голосов.

10. Республиканский (региональный Совет партии (РС) - совещательный и рекомендательный пленарный орган, действующий в данном регионе между пленумами Совета партии. В состав Региональных Советов партии входят все члены городских КС в данном регионе. Республиканский (Региональный) Совет собирается на пленарные совещания не реже одного раза в три месяца. РС может выпускать за своей подписью партийные документы, принятые участниками совещания большинством не менее 2/3 голосов.

11. Совет партии - высший совещательный орган между съездами партии. В его состав входят все члены Региональных Советов партии. Форма работы Совета партии - пленарные совещания, проводимые не реже двух раз в год на основе принципа равного представительства Региональных Советов. Инициатором внеочередного пленарного совещания Совета партии может быть любой РС при поддержке не менее, чем тремя РС. Для организации своей работы Совет партии может формировать временные рабочие группы на срок до следующего пленума. Совет партии выпускает за своей подписью общепартийные документы, принятые не менее чем 2/3 голосов участников пленума.

12. Высшим органом ДС является съезд. Решение о созыве очередного съезда принимаются пленумом Совета партии. Инициатором внеочередного съезда может быть любой Республиканский (Региональный) Совет партии при поддержке не менее чем 1/3 Региональных Советов партии. Съезд партии простым большинством голосов выносит рекомендательные резолюции. По решению 2/3 делегатов съезд полномочен вносить редакционные изменения в Уставные и Политические принципы ДС, принимать на их основе новую программу ДС. Промежуток между съездами не должен превышать два года. Выборы на съезд проходят в местных парторганизациях на основе пропорционального представительства, устанавливаемого на пленуме Совета партии. Партийные группы, не конституировавшиеся к началу съезда, имеют один совещательный голос.

13. Местные парторганизации имеют денежный фонд, который складывается из: вступительных взносов (5 руб.), членских взносов в размере 1 % от доходов, но не менее 1 руб. в месяц; добровольных пожертвований, доходов от издательской, кооперативной и другой хозяйственной деятельности. Денежный фонд расходуется на просветительскую деятельность, агитацию, типографские и организационные нужды ДС. Длительная (более шести месяцев) неуплата членских взносов влечет за собой прекращение членства в ДС.

14. Для достижения поставленных целей ДС использует в своей деятельности такие ненасильственные демократические методы политической борьбы, как: пропагандистская работа среди населения, распространение информации в виде обращений, листовок, открытых писем и т.п., обращения к гражданам страны через средства массовой информации, работа в выборных органах, мирные демонстрации, митинги, забастовки, участие в кампаниях гражданского неповиновения.


РЕЗОЛЮЦИИ СЪЕЗДА

О программе ДС

Второй съезд партии Демократический Союз возлагает на Совет партии ответственность за доработку к третьему съезду ДС программного документа, принятого на секциях первого съезда ДС, с учетом следующих замечаний:

Партийный документ создавался в условиях крайнего дефицита времени. Необходима дальнейшая работа над ним. В настоящее время в партийных организациях ведется разработка концептуального подхода к анализу тоталитаризма как общества, противоположного по отношению к плюралистической демократии, что должно быть отражено в окончательном варианте Программы.

Второй съезд ДС оставляет программный документ, разработанный на секциях первого съезда ДС, в действии в качестве временного варианта Программы, нуждающейся в существенной доработке на основе Политических Принципов ДС. Желательно также привлечение к работе независимых экспертов.

Проекты Программы ДС должны быть обсуждены во всех парторганизациях ДС и опубликованы в партийной печати не позднее, чем за два месяца до начала съезда.


О политической ситуации в стране, задачах и тактике ДС на ближайший период и возможной программе совместных действий демократических сил

1. Развитие политической ситуации в стране определяют процессы, связанные с провозглашенной руководством КПСС перестройкой. Целью проведения этой политики, подразумевающей некоторое ослабление идеологического и административного диктата, переход к его более гибким формам, является преодоление всеобщего кризиса тоталитаризма в СССР. Правящая партийная номенклатура стремится перестроить и в то же время стабилизировать экономику, предотвратить нарастание массового недовольства, обеспечить поддержку населением мероприятий правящих кругов, получить кредит доверия мирового сообщества. Половинчатые и непоследовательные хозяйственные реформы, проводимые режимом в условиях распада нежизнеспособной экономической системы тоталитаризма, не могут предотвратить стремительного ухудшения положения. Как осуществленные, такт и запланированные изменения в политической и гуманитарной сферах не предполагают безусловного осуществления гражданских прав и свобод, прекращения преследований за убеждения, формирования демократических институтов. Наоборот, в течение 1988 года принят ряд антидемократических нормативных актов, включая указы о митингах и демонстрациях, полномочиях войск МВД, закон о выборах и поправки к Конституции; в настоящее время власти готовят принятие новых законов, призванных юридически оформить тоталитарный строй. Наряду с новыми законодательными средствами правящая номенклатура использует прямые политические репрессии против независимого общественного движения и национально-демократических организаций. Принятые законы обеспечивают партийному аппарату новые формы господства в ключевых сферах общественной жизни, позволяют правящим кругам нейтрализовать или подавлять на "законных основаниях" любую несанкционированную свыше общественную активность. Либерализация, проводимая "сверху", руками партийной номенклатуры, не ущемляет ее коренные интересы, не направлена на изменение сущности тоталитарного строя. Перестройка 80-х годов в СССР показывает, что партократическое государство стремится адаптироваться к меняющимся условиям в стране и в мире, модифицировать механизм власти, не меняя своей сущности. Вместе с тем, расширение рамок дозволенного властью в ходе либерализации создает относительно благоприятные условия для развития независимой общественной деятельности.

2. В последнее время на политическую арену вышло независимое демократическое движение, став новым явлением общественной жизни. Обратив на себя внимание радикальными идеями и акциями протеста, демократическое движение, тем не менее, не смогло превратиться в силу достаточно мощную, чтобы стать существенным фактором общественно-политического процесса (за исключением республик Закавказья и Прибалтики). Подавляющее большинство населения страны продолжает проявлять гражданскую пассивность, тем самым фактически поддерживая политику партийной номенклатуры. Определенная часть интеллигенции активно выступает в поддержку политики либерализации и в настоящее время оказывает позитивное влияние на общественное сознание, критикуя наиболее одиозные проявления тоталитаризма и выдвигая альтернативные проекты общественного развития. Вместе с тем, умеренные течения в основной своей массе не выходят за пределы существующей системы и невольно способствуют упрочению тоталитаризма в его новой модификации, повышая престиж режима, маскируя его антидемократическую сущность и представляя правящим кругам новые идеи и свежие интеллектуальные силы. Нельзя в то же время не учесть, что "перестроечные общественные силы, сталкиваясь с реалиями тоталитаризма, быстро расстаются со своими иллюзиями - происходит радикализация их общественного сознания.

3. Выход страны из полосы кризисного развития невозможен без изменения тоталитарного политического строя и перехода к демократическому общественному устройству - политическому и идеологическому плюрализму, многоукладной рыночной экономике. Условием существования этих институтов является гражданское общество - система горизонтальных связей между свободными и ответственными индивидами и ими образуемыми организациями. Отсутствие экономического, политического и духовного суверенитета личности, гражданского достоинства, общественная пассивность подавляющего большинства населения являются причинами того, что в условиях распада старой иерархической социальной структуры, общество не способно создать новую структуру, которая может обеспечить выход из кризиса, предотвратив экономическую и социальную катастрофу. Следствием же стремительного ухудшения экономической ситуации при отсутствии демократических институтов и гражданского самосознания народа могут стать социальные потрясения - проявление активности масс в насильственных разрушительных формах. Исходя из этого, ДС видит свою основополагающую задачу в деятельности по созданию элементов гражданского общества - независимых общественных структур, оппозиционных партийно- государственным и параллельных официальным общественным структурам. Примеры такого рода независимых общественных структур - Советы марта-ноября 1917 года в России, профобъединение "Солидарность" в Польше, комитет "Карабах" в Армении, Народные Фронты в республиках Прибалтики. Сегодня необходимо выработать традиции взаимопомощи и солидарности в борьбе за преобразование политического строя в процессе противодействия репрессиям и пропагандистскому нажиму.

4. Необходимо создание широкого демократического фронта всех здоровых сил нашего общества. Деятельность подобного объединения, вероятно, будет развиваться в двух направлениях:

1) Борьба за расширение сферы прав и свобод в условиях существующего строя. Выполняя функции организаций подлинного самоуправления народа, фронт демократических сил должен стать реальной силой, которая, действуя снизу, будет обеспечивать расширение экономического, политического и духовного суверенитета личности.

2) Конструктивная деятельность по созданию независимых общественных структур на противоположной тоталитаризму демократической основе. Программа действий демократической общественности, по нашему мнению, должна включать в себя следующие направления:

В результате деятельности групп поддержки демократического фронта на каждом предприятии, учреждении, в каждом районе должны возникнуть активные ячейки формирующегося гражданского общества. Этой же цели должна служить широкая пропаганда демократических идей в ходе кампании.

Именно широкая сеть параллельных и альтернативных структур, реально осуществляющих общественную власть, явится тем каркасом, который возьмет на себя тяжесть управления в кризисной ситуации и станет условием того, что неизбежный распад тоталитарной системы управления не перерастет в общественную катастрофу.

ДС не только призывает к созданию параллельных структур, но и предлагает объединяющую альтернативную программу политической борьбы.

Необходимыми предпосылками демократии являются гражданские свободы, поэтому совместная политическая позиция фронта демократических сил в ходе первого начального этапа должна, по нашему мнению, включать в себя следующие требования:

1. В политической и правовой области:

2. В области социально-экономических свобод: 3. Требования в гуманитарной сфере: Таким образом, 2-й съезд партии Демократический Союз поддерживает идеи консолидации и создания федеративного объединения общественных движений и организаций -- демократического фронта, где, получив опыт координации и взаимной поддержки, сохранив свою самостоятельность, эти силы возьмут на себя инициативу преодоления общественного кризиса.

Солидарность - залог нашей свободы!


Национальный вопрос и национальные движения в СССР на современном этапе

1. Характеризуя современное состояние национального вопроса в СССР, ДС исходит из того, что в условиях тоталитарного строя народы выступают по отношению к государству не как носители суверенных прав, а как пассивные объекты управления. Функционирование партийно- государственной машины, основанной на монопольной власти номенклатуры, не только исключает суверенитет и свободу самоопределения народов, но и неизбежно ведет к унификации всех сфер их общественной и духовной жизни, уничтожения языка и культуры, к их ассимиляции, подавлению всех попыток защиты национальной самостоятельности, национальных прав и интересов.

2. Провозглашенная руководством КПСС перестройка межнациональных отношений фактически базируется на:

Исходя из этого ДС считает, что запланированные руководством КПСС изменения в сфере национальной политики направлены на сохранение и усовершенствование имперского государства путем передачи части прав имперского аппарата власти периферийной номенклатуре и подавления всех выступлений в защиту национальных прав и интересов.

Правящая номенклатура, будучи объективно неспособной решить ею же создаваемые национальные проблемы, стремится использовать порождаемую ими национальную рознь для стравливания народов между собой, ослабляя тем самым демократическое движение и укрепляя собственную власть.

3. Подобная направленность национальной политики КПСС подтверждается действиями властей в последние два года: продолжением экологического геноцида в отношении населения ряда регионов, применением вооруженной силы против народного движения в Армении, травлей демократического движения крымско-татарского народа, репрессиями против активистов национальных организаций, кампанией клеветы против национально-демократических движений и фактическим разжиганием межнациональной вражды в Закавказье и Прибалтике.

4. ДС считает, что для справедливого решения национального вопроса и установления народного самоуправления необходим поэтапный демократический процесс дезинтеграции тоталитарной империи. Решение национального вопроса неотделимо от установления демократии на основе строгого соблюдения принципов безусловного национального равноправия, приоритета прав и свобод личности, суверенности и свободы самоопределения всех народов. Оно может быть осуществлено только при сложении и укреплении массовых движений, выступающих за национальное самоопределение и в защиту национальных прав, при участии всех демократических сил в борьбе против имперской политики государства, при создании социально- политических и правовых гарантий свободного волеизъявления народов и выполнения их требований. Любой отход в решении национальных проблем от общедемократических принципов, прежде всего, национального равноправия, создает условия для возникновения межнациональных конфликтов. ДС является сторонником объединения народов только в форме добровольной конфедерации при условии их свободного волеизъявления.

5. ДС оценивает как событие большого позитивного значения быстрое развитие в последнее время ряда национально- демократических организаций. В 1988 г. возникло общенародное демократическое движение в Армении, Литве, Латвии и Эстонии; успешно развиваются организации и партии, выступающие за национальную независимость, а также массовые Народные Фронты; в Грузии создана легальная Национально-демократическая партия и возникло широкое движение за демократию и национальный суверенитет; создан Украинский Хельсинский Союз; возникли национальные организации в Молдавии, Белоруссии и других регионах. Национально-демократические движения стали одной из ведущих сил в борьбе против тоталитаризма в СССР. Их дальнейшее развитие создает условия для демократического решения национального вопроса в нашей стране. ДС заявляет о своей солидарности с национально- демократическими движениями в СССР и своей готовности сотрудничать со всеми национальными организациями, руководствующимися в своей деятельности общедемократическими идеалами, разделяющими принципы приоритетного соблюдения прав человека и национального равноправия.

6. ДС считает, что в ближайшее время началом слома имперских структур может стать борьба против сверхцентрализации государства, направленная на выполнение следующих задач:


О ситуации в Прибалтике

ДС не признает юрисдикцию центрального руководства СССР над республиками Прибалтики, так как включение Латвии, Литвы и Эстонии в состав СССР означало их аннексию. Уничтожение суверенитета прибалтийских государств, возможность которой открыл пакт Молотова- Риббентропа, было проведено путем установления в 1940 г. режима военной оккупации, сохраняющегося до сих пор. ДС считает, что суверенитет Латвии, Литвы и Эстонии должен быть безоговорочно восстановлен.

Восстановление суверенитета республик Прибалтики может быть достигнуто только свободным волеизъявлением граждан этих государств при строгом соблюдении принципов безусловного национального равноправия, приоритета прав и свобод личности и свободы самоопределения народов. Государственный суверенитет Латвии, Литвы и Эстонии может стать реальностью только при установлении демократии.

В республиках Прибалтики в настоящее время сложились массовые национально-демократические движения. Появляется реальная возможность достижения государственного суверенитета Литвы, Латвии и Эстонии и установления демократических институтов, если начавшийся процесс не будет прерван силой. Вместе с тем, события показали, что власти стремятся направить развитие ситуации в русло межнациональных конфликтов, тем самым внести раскол в демократическое движение и подавить его.

Исходя из этого, ДС поддерживает все движения, выступающие за переход к демократии, самоопределение народов Прибалтики и восстановление государственного суверенитета Латвии, Литвы и Эстонии. ДС является противником любых формальных и неформальных организаций и групп, деятельность которых направлена на разжигание национальной розни. ДС считает необходимым, чтобы организации партии оказывали всю возможную помощь демократическим движениям в Прибалтике, в том числе распространением правдивой информации о положении в регионе и проведением акций поддержки.


О положении в Армении

Движение армянского народа в поддержку самоопределения Арцаха переросло в общенациональную борьбу за демократию, в защиту прав и суверенитета нации, против власти коррумпированной номенклатуры. Общенародное движение в Армении и НКАО, возглавленное комитетом "Карабах" и обществом "Крунк", стало на деле демократической общественной властью, действовавшей параллельно с партийно-государственными структурами, обнаружившими свою полную враждебность народу.

ДС оценивает события 22-24 ноября 1988 г. - фактический разгон выступившего на стороне народа Верховного Совета Армении и подавление войсками демократического движения - как военный переворот. Действия властей в течение всего 1988 г. продемонстрировали, что руководство страны готово прибегнуть к любым средствам, начиная от лжи и клеветы в прессе и кончая применением вооруженного насилия для подавления демократических сил.

ДС возлагает основную ответственность за эскалацию вражды между армянским и азербайджанским народами на центральное руководство страны, фактически разжигавшее конфликт своими провокационными действиями и распространением дезинформации. События в Закавказье показали, что правящие круги обостряют национальную вражду, стремятся использовать ее для раскола и последующего подавления демократического движения.

ДС решительно осуждает кампанию дезинформации и клеветы против армянского демократического движения, проводимую средствами массовой информации. Использование правительством обстановки, сложившейся после землетрясения в Армении, для дискредитации комитета "Карабах" и проведения массовых репрессий в расчете на невозможность оказания народом отпора в трагический для него момент ДС оценивает как глубоко аморальное.

ДС заявляет о своей солидарности с армянским демократическим движением и призывает свои парторганизации оказывать ему всю возможную помощь, в том числе - распространять информацию о положении в Армении и НКАО и организовывать акции поддержки.

ДС подтверждает свою позицию по вопросу о НКАО: проблема Нагорного Карабаха может быть решена только демократическим путем при соблюдении принципов национального равноправия, свободы самоопределения и суверенитета всех заинтересованных сторон.


О крымско-татарском национальном вопросе

ДС считает насильственную депортацию крымско-татарского народа, как и ряда других народов страны в 30-е и 40-е гг. актом геноцида, т.е. преступлением против человечности, совершенным тоталитарным режимом. Отказ правящих кругов в течение более чем 30- и лет от восстановления попранных прав крымско-татарского народа является естественным продолжением бесчеловечной политики сталинского периода. ДС считает политику властей, проводимую в последние годы, в т.ч. деятельность так называемой "комиссии Громыко" в 1987-1988 гг., не только преступным нарушением суверенных прав народа, но и аморальной по существу попыткой реанимировать клеветнические обвинения в адрес крымских татар и оправдать антигуманный принцип коллективной ответственности.

ДС рассматривает борьбу крымских татар за возвращение на родину как демократическое движение в защиту национальных прав и за справедливое решение национального вопроса. ДС поддерживает требования, выдвинутые Национальным Движением крымских татар, в том числе:

ДС заявляет о своей поддержке Национального Движения крымских татар и о своей готовности сотрудничать с ними в общей борьбе за демократию и справедливое решение национального вопроса.
Национальные проблемы народов России

Второй съезд партии Демократический Союз, исходя из того, что в последнее время усиливается противостояние демократических и шовинистических сил в России, до сих пор не созданы условия для возрождения национальной культуры и исторического самосознания народов Российской Федерации, которое возможно только через развитие национальных движений народов на демократической основе, считает необходимым всесторонне рассмотреть проблемы народов Российской Федерации и желательным, чтобы Учредительный съезд Демократического Союза Российской Федерации, в соответствии с Уставными принципами ДС, принял специальный раздел, дополняющий Программу ДС для Российской Федерации и посвященный проблемам русского и других народов Российской Федерации.

Второй съезд рекомендует опубликовать в партийной печати проект "Демократия и национальное Возрождение народов России", представленный на рассмотрение съезда Ю. Булычевым и Ю. Рыбаковым, для его широкого обсуждения в партийных организациях ДС.


О выборах

Принятый закон о выборах народных депутатов СССР является антиконституционным по своей сути, т.к. вводит подцензурные, многоступенчатые, неравные и непрямые выборы; и антидемократическим, поскольку позволяет выбирать не между различными социально-политическими программами, персонифицированными в разных лицах, а между несколькими кандидатами, представляющими лишь одну политическую линию. Поэтому все независимые демократические силы изначально ставятся этим законом вне реальных выборов.

ДС считает, что руководство КПСС, приняв новый закон о выборах, пытается заигрывать с демократически настроенной общественностью, чтобы заручиться ее поддержкой и тем самым внести раскол в ряды демократического движения, изолировав наиболее радикальную ее часть.

Правящая партия может пойти на то, чтобы позволить нескольким независимым кандидатам быть избранными в высший законодательный орган страны, что означает не изменение сущности системы правления и не представление реального права народу выбирать своих представителей, а лишь придает привлекательный вид антигуманной по существу системе правления, обновляя ее форму, но консервируя ее сущность. Однако как только появляется угроза утраты партократией контроля над выборными органами, она попирает изданные ею же законы и разгоняет Советы, как это случилось в Нагорном Карабахе и Армении.

ДС считает подобные выборы пародией на народовластие, т.к. они предназначены лишь для юридического закрепления монополии партократии на власть, и считает для себя не приемлемыми, как политическая партия, участвовать в выборах. Тем не менее, ДС полагает нецелесообразным их бойкот, поскольку рассматривает предвыборную кампанию, агитацию и пропаганду в качестве важнейшего средства пробуждения гражданской активности населения страны, распространения идей демократии, гуманизма и плюрализма.

ДС считает возможным поддержать кандидатов с демократической программой, реально осознавая, что они не в состоянии способствовать изменению сущности тоталитарной системы, но могут нести в общество демократические идеи с трибуны съезда народных депутатов.

ДС призывает граждан страны сказать в ходе выборов решительное НЕТ:

НЕТ номенклатурным функционерам, особенно заинтересованным в сохранении существующей системы;

НЕТ некомпетентным депутатам, которые являются марионетками в руках тех же функционеров;

НЕТ депутатам, программа которых вам неизвестна;

НЕТ всем тем, кто не выступает за: многопартийную систему;
свободу слова;
независимые профсоюзы;
равноправное сосуществование всех секторов экономики;
право наций на самоопределение, включая отделение.

ДС призывает все демократические общественные силы выступить на выборах единым фронтом за кандидатов, отстаивающих принципы народовластия и свободы.

Ленинград
10-11 июня 1989 г.
2-е Совещание Координационных Советов партии Демократический Союз


РЕЗОЛЮЦИЯ
О ПОЛОЖЕНИИ В СТРАНЕ И ТАКТИКЕ ДС

В центре политической ситуации зимой и весной 1989 г. находились предвыборная кампания, выборы на Съезд народных депутатов и заседания Съезда. Эти мероприятия явились закономерным этапом проводимой руководством КПСС перестройки, означающей не отказ от тоталитарного государственного строя, а его модификацию, создание более гибких и эффективных форм монопольной власти номенклатуры. Руководство КПСС стремилось в ходе выборов и Съезда депутатов выполнить следующие задачи.

  1. Легализовать монопольную власть верхушки номенклатуры.
  2. Сформировать депутатский корпус, гарантирующий принятие необходимых партийной власти решений.
  3. Допустить в высшие законодательные органы людей различной ориентации "в рамках социалистического плюрализма мнений" и тем самым закамуфлировать монопольный характер власти номенклатуры; сделать Съезд депутатов главным объектом внимания и ожиданий широкого спектра общественных течений, представить его ареной борьбы "консервативных" и "прогрессивных" сил, тем самым ограничить общественную активность рамками деятельности Съезда и других официальных органов.
  4. Расширяя сферу дозволенной гласности, стимулировать активность либеральной интеллигенции и "прогрессивных" депутатов в рамках существующих органов власти, побудить их передавать свои идеи, свой опыт и интеллектуальный потенциал в распоряжение руководства КПСС.
  5. Начать "оздоровление" и "обновление" партийного аппарата, проводя политику совмещения партийных и советских должностей, устраняя на будущих выборах консервативную часть среднего звена аппарата руками избирателей, предоставив им возможность критиковать наиболее одиозных его представителей.
Проводимая "перестроечным руководством" КПСС политика позволяет, с одной стороны, приступив к чистке среднего звена аппарата руками народа, одновременно направить ответную реакцию партаппарата на нейтрализацию давления "снизу", а с другой стороны, поддерживая "агрессивно-послушное большинство" Съезда против "демократического меньшинства" и усиливая отрицательные тенденции во внутренней политике, существенно ослабить давление "консерваторов". В то же время, поощрение высшим руководством КПСС нападок большинства Съезда на либеральную интеллигенцию побуждает "либералов" активизироваться и консолидироваться, одновременно заставляя их опираться на правящих "реформаторов".

Выборы и ход Съезда позволили правящей номенклатуре направить нарастающее недовольство народных масс против аппарата, сориентировав их политическую активность на "оздоровление" и "усовершенствование" существующих структур власти. С этой же целью руководство КПСС умело использует различного рода движения в поддержку перестройки, а также популистских лидеров (Ельцина, Гдляна, Иванова) - выходцев из номенклатуры, выдвигающих лозунги борьбы с "деформациями" системы, а не с самой системой.

Таким образом, провоцируя активное, но управляемое противостояние "прогрессивных" и "антиперестроечных" сил, руководящая группировка КПСС, манипулирует действиями как консервативной части аппарата, так и либеральной интеллигенции, популистских движений и народа, встав тем самым над ними и обеспечив себе прямую или косвенную поддержку всех этих сил. Развитие событий показывает, что и на выборах в республиканские или местные советы верхушка номенклатуры КПСС намерена использовать подобную тактику.

Главная цель этих действий - удержание общественной или политической активности в пределах существующей системы и проводимого руководством КПСС курса. При этом в общественном сознании создается представление о новых "выборных" органах "законодательной власти" как о главной арене борьбы с так называемыми "консервативными силами", в то время как эти "выборные органы" и не предназначались для выработки и принятия кардинальных решений. Задача политических манипуляций - внедрение в сознание народных масс, либеральной интеллигенции, и даже консервативного аппарата, идеи об отсутствии альтернативы нынешнему руководству страны и проводимому курсу.

Для закрепления подобной ориентации сознания различных общественных сил и течений руководство КПСС проводит политику нагнетания напряженности, разжигая межнациональные конфликты, натравливая рабочих на интеллигенцию и независимое общественное движение, запугивая население ростом преступности. Чтобы предотвратить поиск либеральной интеллигенцией альтернативы вне существующего строя, вмонтировать ее в тоталитарные структуры, власти стремятся изолировать умеренные течения от влияния радикальных демократических организаций. Деятельность в этом направлении, являясь составной частью политики нагнетания напряженности, заключается в попытках скомпрометировать независимые организации, запугать общественность "экстремизмом", якобы способным дестабилизировать положение в стране. Власти распространяют клевету в отношении радикальных демократических организаций, национальных движений, обвиняя их в призывах к насильственным действиям, в подготовке террористических актов, в связях с зарубежными спецслужбами и с организованной преступностью. Такая деятельность властей позволяет им в случае необходимости прибегнуть к провокациям, аналогичным известному "делу о поджоге рейхстага".

Проводимая руководством КПСС перестройка - политика сохранения монопольной власти номенклатуры в сочетании с некоторой либерализацией - с необходимостью предлагает половинчатые и непоследовательные "реформы" в области экономики, совмещающие антагонистические начала - директивно управляемую экономику и свободный рынок, что неизбежно ведет страну к краху. Поэтому является лживым официальный тезис, что альтернативы Горбачеву и перестройке нет, что альтернатива перестройке - кровавый хаос и диктатура. Напротив, кровавый хаос и диктатура являются закономерным следствием перестройки тоталитарной системы.

Необходимо учитывать возможность стремительного ухудшения экономического положения в стране уже в ближайшее время и обусловленную им возможность взрыва народного недовольства, что будет использовано консервативными правящими кругами для того, чтобы отбросить либерализацию, перейти к политике подавления любой несанкционированной свыше общественной активности и, в первую очередь, радикального демократического движения к массовым репрессиям.

Выход страны из полосы кризисного развития возможен только через изменение тоталитарного государственного строя, при установлении демократических институтов, достижении экономического, политического и идеологического плюрализма. Это требует от демократического движения создания уже сейчас, в условиях существующего режима, альтернативных структур, оппозиционных партийно-государственным и построенных на противоположной тоталитаризму идейной и организационной основе.

Исходя из проведенного анализа ситуации в стране, Второе Совещание Координационных Советов выдвигает следующие перспективные задачи деятельности партии Демократический Союз.

1. Ориентация пропагандистской работы на разъяснение сущности нынешнего этапа перестройки, целей и характера деятельности официальных "выборных" органов власти; развитие идей гражданского неповиновения и ненасильственного изменения тоталитарного строя как единственной демократической альтернативы катастрофической перестройке.

2. Выдвижение лозунга - "Вся власть Учредительному Собранию!", означающего борьбу за создание необходимых предпосылок для проведения неподцензурных, всеобщих, равных, прямых и тайных выборов на основе принципа свободы и равноправия общественных ассоциаций и партий в Учредительные Собрания республик, в том числе Российской Федерации. Эти форумы, деятельность которых возможна только при опоре на массовое демократическое движение, должны разработать и принять Конституции и основы законодательства суверенных демократических республик и стать реальными центрами альтернативной власти. Демократический Союз предлагает рассматривать созыв Учредительных Собраний в качестве основного условия, без принятия которого невозможен конструктивный диалог независимого демократического движения с властью.

3. Создание Гражданских Комитетов за созыв Учредительного Собрания. Эти объединения, организуемые по территориальному или производственному принципам, сегодня могли бы выполнять следующие функции:

распространять идеи ненасильственного изменения тоталитарного государственного строя, разрабатывать законопроекты, альтернативные официальным и либерально-перестроечным;

стать центрами консолидации сторонников демократической альтернативы, органами реальной общественной власти и самоуправления, активными ячейками формирующегося гражданского общества;

проводить политическую, а в перспективе и организационную подготовку к демократическим выборам в Учредительное Собрание.

Таким образом, Демократический Союз призывает общественные организации и движения сплотиться в единый фронт демократических сил на основе общего политического требования созыва Учредительных Собраний, создав тем самым Демократическую Альтернативу катастрофической перестройке тоталитарной системы.


Архив ДС